Л.В. Городняя. Русское программирование в условиях новой поляризации мира и искусственной изоляции России

Городняя Лидия Васильевна - кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник Института систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН.
 
В 1968 году писала диплом под руководством А.П. Ершова на матфаке НГУ.
 
Участвовала в реализации Лисп-интерпретатора для БЭСМ-6 и компилятора с языка LITTLE. Сначала под руководством Андрея Петровича Ершова, затем Игоря Васильевича Поттосина. Позднее работала под руководством Вадима Евгеньевича Котова в проекте языка БАРС, после чего в 1984 году откликнулась на просьбу Андрея Петровича подключиться к работам по школьной информатике.
 
16.04.2014 Л.В. Городняя ответила на вопросы редакции РККА
 
Часть I. Прошлое
 
- Самое яркое/важное достижение советского программирования/компьютерных наук в эпоху первой холодной войны
 
  • Программы управления запуском ракет на сравнительно трудных для эксплуатации ЭВМ.
  • Оптимизирующая кодогенерация в АЛЬФА-трансляторе — смелый, беспрецедентный, интеллекто-насыщенный проект А.П.    Ершова, опередивший мировую практику разработки компиляторов примерно на 10 лет в условиях серьёзного технического отставания; проект всколыхнул программистский мир СССР, Новосибирская школа программирования стала законодательницей мод, а Новосибирск — одной из столиц программирования. (Основной причиной невнимания проблемам оптимизации программ за рубежом была разница в стоимости труда программистов и электронщиков. Считалось, что усовершенствовать технику дешевле, чем оптимизировать программы.).
  • Создание БЭСМ-6.
 
 
- Немного фантазии — что могло быть с русским программированием/вычислительной техникой, если бы решение о внедрении ЕС ЭВМ не было бы принято?
 
  • Ветераны ВТ и программирования утверждают, что если бы им было поставили цель превзойти зарубежную технику, они бесспорно выполнили бы эту задачу. Но им было поручено лишь обеспечить полёты в космос.
  • Первоначально идея получить доступ к передовой технике фирмы  IBM у многих вызвала энтузиазм. С.С.  Лавров опубликовал на страницах журнала «Наука и жизнь» весьма оптимистичную статью. Действительность быстро отрезвила, показав трудоёмкость работ по воспроизведению чужих архитектур. Кроме того технические работы с магнитными носителями на ЕС в сравнении с БЭСМ-6 выглядели устрашающе сложными.
  • До ЕС поддерживались ассоциации пользователей, структурированные по видам ЭВМ и программного обеспечения. Они могли бы стать основой консолидации профессионального корпуса программистов, что дало бы почву для качественного производства программ и образования программистов.
  • Тем не менее, линия освоения и оснащения ЕС позволила найти поддержку ряду научно-исследовательских работ, включая работы А.П.  Ершова по системе БЕТА.
  • Была развернута система краткосрочной подготовки специалистов, позволившая многим работникам обслуживания ЭВМ завершить высшее образование на базе НГУ.
  • Нашлось бы другое решение пресечь формирование программистской и компьютерной элиты.
 
 
- Было ли что-то положительное в КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom). Чему мешал/чему способствовал КОКОМ?
 
  • Мешал сопоставлению наших результатов с мировым опытом.
  • Способствовал разработке своих подходов
 
 
- А.П. Ершов — роль в преодолении ограничений КОКОМ?
 
  • Вскрывание информационных барьеров и поддержка проектов, дающих на нашей технике результаты, сопоставимые с зарубежными.
  • А.П. Ершов имел возможность активно представлять отечественные достижения за рубежом и добросовестно освещать мировые достижения и новинки нашей программистской общественности. Практиковал подробный научный отчет о результатах каждой загранпоездки и регулярно проводил так называемые «Ершовские конференции»  со значительной долей иностранных участников и массовым участием сотрудников ВЦ и других организаций в качестве слушателей. На этих конференциях А.П. Ершов брал на себя труд синхронного переводчика, обеспечивающего понимание излагаемых результатов русскоязычной аудиторией. Конференции сопровождались серией неформальных внеплановых узких вечерних заседаний по отдельным наиболее актуальным проблемам. Для каждой конференции отдельно продумывался механизм дискуссий и намечалась своя магистральная тематика. На одной из таких конференций стихийно возник резкий диспут между сторонниками и противниками ЕС. За пару лет до того было не менее жаркое обсуждение смысла термина «программирование».
 
 
- ВНТК «Старт» - чего больше всего жаль, как не доделанного или не воплощенного?
 
  • Не успели выпустить серию МиниМАРСов.
  • Не создали практичную реализацию систем программирования для языков БАРС и Поляр, успели лишь экспериментальную версию.


- ВНТК «Старт» и А.П. Ершов — в чем влияние Ершова?
 
  • Интеллектуальная атмосфера около-научного общения и оперативное ознакомление с зарубежными новинками.
  • Личная библиотека А.П.  Ершова, получавшая научные труды почти на полгода ранее ГПНТБ.
  • Международные конференции и рабочие группы ГКНТ по актуальным темам.
  • Студенческие проекты по основным направлениям новых и модных проблем программирования.


- Что самое важное было сделано в «Старте»?
 
  • Продумана идея языков программирования с сетевым управлением процессами и локализацией представления дисциплины памяти, отсутствие которых в современных ЯП тормозит ПП и ВП.
  • Создан прецедент эффективной межведомственной организации труда в области, требующей быстрого овладения знаниями, сопровождаемого экспериментальной разработкой программных изделий.


Часть II. Настоящее
 
- Какой общий термин для самого общего круга наук и инженерных дисциплин, связанных с программированием вы считаете самым подходящим? Информатика, компьютерные науки, computer science, computing, что-то другое? Нужен ли такой термин?
 
  • Термин нужен, его нечёткость тормозит профессиональную идентификацию.
  • Терминология в нашей системе отчасти работает как инструмент борьбы за ресурсы и авторитет — примеры дает череда переименований отделений РАН.
  • Термин «программирование» вычислители слишком привыкли понимать как кодирование алгоритмов, не требующее по их разумению особой квалификации. Именно такое понимание побудило Андрея Петровича ввести в оборот термин «информатика» как эквивалент «computer science».
  • В наши дни важнее профессиональная консолидация специалистов по системному программированию, рассредоточенных по отдельным фирмам. Именно для него следует озаботиться термином и механизмами формирования корпуса системных программистов и их образования в отличие от «кодеров».
  • Информатику сейчас перегружают гуманитарной составляющей и сливают её с информационными технологиями.
 
Компьютеринг (computing)?
Датаматика (С.С. Лавров - шутка)
Айти — теперь часто говорят «айтишник».
 
- Нужно ли на государственном уровне объединение компьютерщиков, электронщиков, программистов?
 
- Нужно кому?
  • А.П.  Ершову было свойственно анализировать проблемы программирования с общегосударственной точки зрения и неустанно искать поддержку своим идеям и стратегическим планам на максимально высоком уровне.
  • Такое государственное отношение к судьбе программирования, по-видимому, побудило А.П. Ершова развернуть 25-летнюю программу информатизации образования.
  • Развитию ИТ-индустрии полезно формирование профессионального корпуса системных программистов и электронных архитекторов с чёткой внешней идентификацией, нечто вроде «гамбургского счёта» как в спорте, музыке и искусстве.
  • Не ясно, может ли ИТ-индустрия полноценно развиваться в рамках одного государства, не обладающего собственной элементной базой и своим производством программного обеспечения.
  • Учредить ВКП-3 в форме Интернет-конференции. (ВКП-1 была в Киеве, ВКП-2 — в Новосибирске.)
 
 
- Нужны ли российские организации по стандартизации в компьютерной сфере?
 
  • Кто будет их соблюдать и проверять?
  • Не будут ли такие организации слишком деспотичными: «Нарушение стандарта преследуется по закону»?
  • Стандартизация может дать оптимизацию трудозатрат и помочь в обеспечении совместимости содержательно близких компонент, но интересует ли это представителей ИТ-бизнеса?
  • Ассоциация АПКИТ ведёт разработку профессиональных стандартов на основные ИТ-специальности.
 
 
- Что надо изменить/закрепить в образовании — обучении программированию, информатике вообще?
 
  • Завести элитные школы типа спортивных и музыкальных, но с проекцией в Интернете и с участием профессионалов в учебном процессе. (Преподавание информатики в школе по уровню сравнимо в уроками пения, рисования и физкультуры.).
  • Сейчас эту функцию выполняют олимпиады, но это слишком узкий ручеёк, не дающий полноты навыков и массового охвата. Некоторый вклад дают ЛШ, не дотягивая до уровня мирового движения типа Imagine Cup.
  • Сделать щкольный учебник по алгоритмике и структурам данных и исключить из программы школьной информатики ознакомление с ИТ, которые постигаются стихийно в обыденной практике и слишком зависят от обновления инструментария.
  • Обустройство новых образовательных программ в общеобразовательной системе, включая вузы, для программирования и информатики затруднено формальными требованиями к трудоемкости учебного процесса, новизне учебной литературы, сложностями навигации в образовательных Интернет-ресурсах и кадровым дефицитом на фоне недостаточной оплаты преподавания и разработки учебных пособий.
 
- Назовите самые важные проблемы современного программирования
 
1. Создание методов масштабируемой кодогенерации параллельных и асинхронных программ.
2. Разработка СП, поддерживающей полуручное распараллеливание и преобразование программ, а также полный жизненный цикл программ, включая тестирование.
3. Конструирование вирусо-устойчивой файловой системы и спам-защищённой операционной системы.


Часть III. Будущее
 
- Может ли интеллектуальный потенциал России (особенно, в области программирования) стать ключом к возрождению её величия?
 
В чьих руках будет этот ключ?
  • Это не входит в компетенцию программирования.
  • Может, потому что интеллект, в отличие от нефти, восполнимый ресурс.
  • Возрождение величия требует не столько потенциала, сколько политической воли, а она предпочитает силовое давление.


- Какие сложности принесет нам новая изоляция России?
 
  • Владение приборами иностранного изготовления по непрерывному контролю состояния организма и искусственной вентиляции лёгких и т.п. является предметом особой гордости наших лучших врачей-реаниматоров. Кроме того, лечение сепсиса, сложных воспалений и хронических заболеваний базируется на иноземных медикаментах, не имеющих наших аналогов. Так что нам предстоят проблемы в медицинском обслуживании, особенно приобретение медикаментов и обновление техники в больницах.
  • Очевидны и другие примеры, обусловленные зависимостью товарооборота и производства от зарубежных производителей.
 
 
- Какие преимущества может дать нам  изоляция России? Как этих преимуществ достичь?
 
  • Возможно поощрение импорто-замещающих производств, которые ещё в прошлом году рассматривались как нежелательные в сравнении с экспорто-расширяющими.
  • Создать моду на свои проекты, товары и производства. Высветить выигрыш от их предпочтения. Это по силам СМИ.
 
 
- Нужен ли России информационный суверенитет? Что для вас он означает? Есть ли шанс у России достичь информационного суверенитета?
 
  • Такой суверенитет означает опасность соскользнуть в изоляцию.
  • Шанс есть, но его реализация требует осторожности.
  • В сравнении с суверенитетом интереснее профессиональная компетентность. А.П.  Ершов всегда заботился, чтобы его сотрудники знали что в мире делается, были знакомы с модными новинками и достижениями.
 
 
- Нужно ли нам восстанавливать проектирование/производство вычислительной техники? Если да, то как к этому двигаться?
 
  • Да, нужно, но уже не «восстанавливать», а «воссоздавать» в новых условиях.
  • Двигаться можно через создание студенческих исследовательских лабораторий и смешанных трудовых коллективов типа СТАРТ с международной конференционной поддержкой и молодёжными школами типа ЛШ для личного общения. 
  • Озаботиться положительным имиджем ИТ-специалиста, снять искусственное напряжение вокруг слов «хакер», «пиратские программы» и т.   п. Преодолеть бытовое представление и программистах как интеллектуальных жуликах, тяготеющих к компьютерным преступлениям.
  • Начать со стратегического плана по мобилизации экспертов, интеграции знаний и развёртке образовательных инициатив.


Российское Компьютерное Консолидирующее Агенство